Семинары и конференции

Регрессия в групповом процессе. Онлайн-встреча

19.06.2020
On-line встреча в рамках дискуссионного проекта секции группанализа ECPP в РО-Екатеринбург.

Тема: «Регрессия в групповом процессе».

Дата: 19 июня 2020, 11:00 - 12:00 (по Екатеринбургу)
Формат: онлайн 

19 июня 2020, прошла онлайн-встреча секции по теме "Регрессия в групповом процессе".
Докладчик: Мельникова Лидия, групповой терапевт, аналитический психолог, член секции Группанализа, г. Екатеринбург.

Основные тезисы

Регрессия - защитный процесс, при помощи которого субъект пытается избежать тревоги, связанной с эго-развитием, путём частичного или полного возврата на более раннюю стадию развития. 

Отличительные особенности регрессии:
- является защитным механизмом
- является всегда бессознательным процессом
- определяется наличием точек травматических фиксаций
- сопровождается другими защитными механизмами
- активизируется в групповых процессах.

Групповые процессы всегда представляют угрозу личной идентичности. Независимо от зрелости эго, определенные условия в группе имеют тенденцию к активизации регрессивных процессов, а следом присоединяются и другие защитные механизмы. Вследствие чего группа начинает функционировать на уровне примитивной дообъектной коммуникации. Особенно это становится заметно при изменениях в группе (например, изменение состава группы), когда начинает меняться социальная структура и пересматриваются привычные социальные роли.

Вследствие регрессивных процессов в группе терапевт оказывается вовлечён в дообъектные отношения с группой, где сразу же возрастает уровень агрессии и активно демонстрируются примитивные защитные паттерны. Здесь самая важная задача увидеть сценарий в который терапевт оказался вовлечённым, и понять роль, определяемую ему группой. Регрессировавшее эго преследует две цели - достижение удовлетворения потребностей со стороны объекта, или достижение признания со стороны объекта.

Если терапевт включается в сценарий с целью удовлетворения потребностей незрелого эго - регрессия начинает носить «злокачественный» характер. В этом случае эго вынуждено раз за разом регрессировать с целью повторения бесплодных попыток обрести в лице терапевта «хорошую мать».

Чтобы появилась возможность преобразования «злокачественное» течение регрессивных процессов в «доброкачественное» терапевту важнообратить внимание на потребность незрелого фрагментарного эго в признании («я тебя вижу, я тебя чувствую, я с тобой взаимодействую, я нахожусь здесь для тебя»).

Для эффективной коммуникации с регрессировавшей группой терапевту необходимо:
- увидеть и принять регресс группы;
- понять и признать потребности регрессировавшей группы;
- отказаться от идеи удовлетворения потребностей группы;
- создать условия для проживания аффектов, сопутствующих незрелым потребностям;
- отзеркалить текущие потребности группы.

В ходе доклада демонстрировалась рабочая таблица, иллюстрирующая некоторые процессы, возникающие в групповом процессе. 

Схема


Проект открыт для специалистов всех психотерапевтических направлений.
Участие бесплатное. Ссылки на встречи по запросу в whatsApp или почту. 

До новых встреч!

Секция Группового Анализа
Свердловского РО ECPP в России

Погарцева Анна
+79222012336

annagerman@mail.ru

Вернуться к списку